Тельнова Елена Семеновна, учитель - логопед

конспект занятия в подготовительной группе «Звуки»

Конспект занятия

Тема занятия: Звуки

Цель:  Сформировать у детей представление о звуках.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания о схемах  предложения

2. Знакомство с термином «Звук»

3. Знакомство с термином «Речевой звук»

4. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Развивающие:

1. Развиваем слуховое внимание.

2. Развиваем общую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитываем усидчивость.

2. Воспитываем аккуратность.

Материал: листочки бумаги, карандаши, символы – полоски, пиктограммы, маски с животными, игрушка Белка, музыкальные инструменты.

Ход занятия

Перед занятием логопед раздает детям листочки и карандаши.

1.Оргмомент

- Здравствуйте ребята, давайте посмотрим друг на друг улыбнемся, присмотритесь вы никого не заметили нового у нас в группе сегодня?

- Да, сегодня к нам на занятие пришла Белочка, она обещала нам прийти в письме, которое мы читали на прошлом занятии, помните? А для чего она к нам пришла, кто помнит?

-Давайте поздороваемся с ней. Здравствуй белочка.

- А теперь ребята, чур молчок на меня все посмотрели и красиво, прямо сели. Давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии?

- Хорошо, а кто мне скажет, что такое предложение белочке, наверное, очень будет интересно узнать, ее же не было на прошлом занятии.

- Молодцы,  а что я вам пообещала на прошлом занятии, помните?

Я хочу посмотреть насколько хорошо вы меня слушали, а белочка посмотрит, что вы поняли из прошлой темы нашего занятия. На доске я составила предложения из трех слов и четырех. Я их вам зачитаю, а вы будите чертить схемы предложений у себя на листочках в столбик.

Логопед зачитывает предложения, а дети выполняют задания.

- Начертили? А теперь откладывает листочки на край стола.

Логопед из под стола достает музыкальные инструменты.

- Ребятки наша Белочка пришла к нам сегодня с сюрпризом. А с каким вы бы хотели узнать?

2. Сообщение темы занятия.

Детям показываются пиктограммы.

- Посмотрите мои хорошие, какие у меня есть картинки. Что на них изображено?

Логопед демонстрирует картинки детям, а те называют и изображают его эмоциональное состояние.

- Молодцы а теперь изобразите мне, пожалуйста, злую бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана – Царевича.

- Ребята, сегодня у нас новая тема занятия она называется «Звуки». Сейчас мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3. Развитие слухового внимания.

- А сейчас мы услышим , что нам принесла Белочка. Закрой глаза. 1, 2, 3, 4, 5. Начинаем мы молчать и слушаем звуки.

Логопед за ширмой достает музыкальные инструменты. (металлофон, деревянные игрушки и бубен). Дети отгадывают по звуку музыкальный инструмент.

- Вы слышали разные звуки и узнавали что звучит. А чем вы слушали?

- Правильно, ведь уши один из наших самых важных органов. Что нужно делать, чтобы сохранить наш звук хорошим?

4. Знакомство с понятием «Речевой звук»

- Ребятки, а теперь послушайте стишок, про звуки который очень сильно нравиться нашей Белочке.

Где – то собаки рычали: Листья на ветру шумели:

- Р-р-р! - Т-с-с!

В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:

- Муууууу! - Шшшшш!

В комнате мухи жужжали: А комары все пели:

- Жжжж! - Зззззз!

Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью

- Тррррр! Успокоиться не хочет:

Гудели от ветра все провода: - Пам! Пам! Пам!

- Зззнь! Куклы кашляют в постели –

Капала в кухне из крана вода: Днем мороженное ели!

- Динь! - Кхх!  Кхх!

Перекликались в ночи поезда:

- Ууу! – Ууу!

- А теперь посмотрим внимательно ли вы меня слушали?

- Как перекликались поезда в ночи?

- Как мухи жужжали?

- Молодцы. Ребята, а вы знаете, что звуки издают животные. А человек говорит.

- А сейчас настала пора отдохнуть

5. Физкультминутка.

- Давайте представим что мы в лесу. И вдруг перед нами высокая трава, как мы перешагиваем через высокую траву.

Прыжки на двух ногах.

- Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Как будто мы с вами увидели большой, красивый цветок. Вдруг подул ветерок.

Выдох с округленными губами, имитация сильного ветра.

- Ребята ветер утих. Будем собирать грибы. Повторяем за мной: Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли. (подберезовик, боровик).

6. Произношение отдельных звуков.

Логопед раздает детям маски с различными животными.

-  Сейчас Белочка нам расскажет историю, а мы ей будем помогать.  И маски нам в этом помогут. Однажды на лесной поляне собрались зайка, мишка, носорог, белочка, собачка, ежик. И вдруг они решили показать друг другу, как они умеют петь. Носорог запел: а-а-а-а, собака: у-у-уу-у, мишка: ы-ы-ы-ы, белочка: и-и-и, ежик: э-э-э-э.

Дети надевают маски. Повторяют песенки зверей, с изменением силы и высоты голоса.

- За животных мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д,(громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж ( с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

- Как вы думаете, чем мы с вами говорим?

- Правильно, мы с вами произносим звуки ртом. Наш ротик – домик для звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями –

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

- Кто это белые звери?

- Молодцы, первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите, попробуйте звук б-б-б. Этот звук произносится губами, произнесите теперь попробуйте звук л-л-л, посмотрите, как язычок прижимается к верхним зубкам. В домике этом есть потолок. Это – небо. Пощелкайте языком. Поднимите язычок за верхние зубы и постучите: Д-д-д. Положите ладошку на горло – здесь стеночки домика. А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и задрожал. Так что же нам помогает произносить звуки. (губы, язык, зубы , небо)

- А как нам нужно заботиться о нашем ротике?

8. Итог занятия

- Что мы слушали? Чем слушали? А чем мы произносим звуки?

А сейчас играем в игру «живые слова» выходят две девочки и три мальчика  а также к нам присоединиться  наша гостья Белочка, она не умеет играть, но мы ее научим , да ребята?

Логопед с детьми разбирают предложения. (Овечка пошла, гулять, Мама сварила кашу.)

Дети садятся за столы. Логопед и Белочка раздает звездочки самым активным ребятам на занятии.

 

 

 

8 февраля 2021 в 15:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.